««ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «НАУКИ О ЗЕМЛЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «NAUKI O ZEMLE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «EARTH SCIENCES»
ISSN 2073-3402 (Print)

Список выпусков > Серия «Науки о Земле». 2025. Том 52

Развитие торговой сферы на востоке России: региональные аспекты

Автор(ы)
О. Н. Гурова
Аннотация
Анализируется ситуация в торговой сфере регионов, принадлежащих к Дальневосточному федеральному округу. Информационной базой исследования являются официальные статистические показатели Росстата с использованием сравнительно-географического метода анализа. Рассматриваются основные показатели торговой сферы на региональном уровне (оборот оптовой и розничной торговли, численность занятых в торговле, обеспеченность населения торговыми площадями, в том числе площадями современных форматов, роль малого предпринимательства, вклад торговли в валовый региональный продукт, сравнение с динамикой денежных доходов населения). Рассчитаны данные розничного и оптового товарооборота на душу населения в сопоставимых ценах за период 2018–2023 гг., обеспеченности населения торговыми площадями и численности занятых в торговле на 1000 жителей.
Об авторах
Гурова Ольга Николаевна, кандидат географических наук, научный сотрудник, Институт природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН, Россия, 672002, г. Чита, а/я 1032, e-mail: lesg@bk.ru
Ссылка для цитирования
Гурова О. Н. Развитие торговой сферы на востоке России: региональные аспекты // Известия Иркутского государственного университета. Серия Науки о Земле. 2025. Т. 52. С. 35–51. https://doi.org/10.26516/2073-3402.2025.52.35
Ключевые слова
Дальневосточный федеральный округ, розничная торговля, оптовая торговля, занятость в торговле, обеспеченность торговыми площадями.
УДК
911.7+339.1+(571.6)+(571.53/55)
DOI
https://doi.org/10.26516/2073-3402.2025.52.35
Литература

Григорьева М. А. Торговое обслуживание населения Байкальского региона // География и природные ресурсы. 2014. № 3. С. 141–147. Григорьева М. А. Розничная торговля крупного сибирского города: современное состояние и тенденции развития // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. Т. 9, № 6. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/41EVN617.pdf (дата обращения: 15.07.2023).

Дальний Восток России: тенденции экономического развития (последствия пандемии) / отв. ред. О. М. Прокапало. Хабаровск : ИЭИ ДВО РАН, 2021. 200 с.

Динамика доходов населения / Л. Григорьев, В. Павлюшина, Е. Музыченко [и др.] // Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. 2020. Вып. 58. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/rus_feb_2020.pdf (дата обращения: 16.05.2023).

Демидова Л. С. Сфера услуг: изменение динамики производительности // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 12. С. 40–52. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2006-12-40-52

Демидова Л. С. Сфера услуг России: трудный путь модернизации // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 2. С. 38–50. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2008-2-38-50

Доходы населения в период выхода экономики из рецессии / Л. Григорьев, А. Голяшев, А. Лобанова, В. Павлюшина // Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. 2017. Вып. 22. URL: https://ac.gov.ru/files/publication/a/14701.pdf (дата обращения: 15.05.2023).

Лыкова Л. Н., Букина И. С. Анализ тенденций в бюджетно-налоговой сфере России // Научно-исследовательское объединение РЭУ им. Г. В. Плеханова. 2022. Вып. 22. URL: http://www.rea.ru/ru/Pages/exspertixareu.aspx (дата обращения: 17.05.2023).

Мазанкова Т. В. Розничная торговля как индикатор качества жизни населения // Власть и управление на Востоке России. 2022. № 2 (99). С. 151–161. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2022-99-2-151-161

Мунши А. Ю., Александрова Л. Ю., Мунши А. Ш. Оценка состояния и тренды развития розничной торговли России // Вестник Российского университета кооперации. 2020. № 2 (40). С. 78–84.

Парфенова К. В. Особенности развития социально-бытовой инфраструктуры Забайкальского края // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2019. № 4 (36). С. 225–232. https://doi.org/10.31554/2222-9175-2019-36-225-232

Сабельникова М. А. О состоянии розничной торговли в России: экономико-статистическое исследование // Вопросы статистики. 2012. № 8. С. 53–65.

Социально-экономическое развитие Дальнего Востока России: тенденции, проблемы, подходы к управлению пространственным развитием. Хабаровск : Востокгосплан, 2021. 288 с.

Dement'eva I. N., Sheng F. F. Online Retail in China and Russia: Current State and Development Prospects // Economic and Social Changes-Facts Trends Forecast. 2022. P. 242–261.

COVID-19’s impact on international trade / C. Coquidé, J. Lages, L. Ermann, D. L. Shepelyansky // Entropy. 2022. Vol. 24, N 3. P. 327. https://doi.org/10.3390/e24030327

Chin H., Chow A. The case for China retail: Issues and opportunities. N. J. : Parsippany, 2012. 27 p.

Glocker C., Piribauer P. Digitalization, retail trade and monetary policy // Journal of International Money and Finance. 2021. Vol. 112. P. 102340. https://doi.org/10.1016/j.jimonfin.2020.102340

Grimmer L. Lessons from the COVID19 pandemic: The case оf retail and consumer service firms // Journal of Retailing and Consumer Services. 2022. Vol. 68. P. 103012. https://doi.org/10.1016/j.jretconser.2022.103012

Hayakawa K., Mukunoki H. The impact of COVID-19 on international trade: evidence from the first shock // Journal of the Japanese and International Economies. 2021. Vol. 60. P. 101135. https://doi.org/10.1016/j.jjie.2021.101135

Hassani K., Shahwali D. Impact of COVID-19 on international trade and China's trade // Turkish economic review. 2020. Vol. 7, N 2. P. 103–110.

Kustiyono, Rachmawati M., Aziz A. COVID-19 Pandemic: its effect on retail business growth in Indonesia // International Journal of Economics, Business and Accounting Research (IJEBAR). 2022. Vol. 6, Iss. 1. P. 515–520.

Kuwahara H. Concentration and productivity in the retail trade in Japan // The International Review of Retail, Distribution and Consumer Research. 1997. Vol. 7, N 2. P. 109–124(16). https://doi.org/10.1080/095939697343067

Lukić R. Estimates of economic performance of organic food retail trade // Economic Research-Ekonomska Istraživanja. 2011. Vol. 24, N 3. P. 157–169.

Mann L. B. The importance of retail trade in the United States // The American Economic Review. 1923. Vol. 13, N 4. P. 609–617.

Redda E. H. Initial impact assessment of COVID-19 on retailing: changing consumer behaviour and retail trade sales // Journal of Contemporary Management. 2021. Vol. 18, Iss. 2. P. 22–41.

Schivardi F., Viviano E. Entry barriers in Italian retail trade // The Economic Journal. 2011. P. 145–170.

Stojanov M. Impact of the COVID-19 Pandemic on The Retail Trade in Bulgaria // E-Journal “Dialogue”. 2021. N 1. P. 36–49.

The retail trade in Europe – diagnosis and future perspectives / B. Kucharska, M. Kucia, G. Maciejewski [et al.]. University of Economics in Katowice, 2015. 157 p.

Twardzik M., Heffner K. Small towns and rural areas – as a prospective place of modern retail trade formats in Poland // European Countryside. 2019. Vol. 11, N 1. P. 74-84 https://doi.org/ 10.2478/euco-2019-0005


Полная версия (русская)