««ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «НАУКИ О ЗЕМЛЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «NAUKI O ZEMLE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «EARTH SCIENCES»
ISSN 2073-3402 (Print)

Список выпусков > Серия «Науки о Земле». 2019. Том 29

Креативная экономика и креативная география: методологические подходы и практика

Автор(ы)
Т. И. Заборцева, А. В. Балязина
Аннотация

Тенденции к гуманизации географии способствуют укреплению контактов со смежными общественными дисциплинами, формируя новые научные направления исследований. Ведущими экономико-географами среди современных направлений как «полюсов роста» названа и креативная экономика, суть которой в настоящих условиях – смещение акцентов с материально-вещественных ресурсов на ресурсы интеллектуального и информационного характера. Статья посвящена обзору креативной экономики как базовому элементу «строительства» креативного города, создания инновационной среды, развития креативных отраслей, что с позиций пространственно-временного подхода в обозримом будущем составляет основу формирования отдельного научного направления – креативной географии. Определен современный состав творческих индустрий: реклама, художественный и антикварный рынок, архитектура, ремесла и прикладное искусство, мода, дизайн, кино и видео, музыка, исполнительные искусства (драматический и музыкальный театр, современный танец, различные шоу), литература и книгоиздание, программное обеспечение мультимедиа и интерактивные компьютерные программы, телевидение и радио. Указан потенциал формирования направлений креативной географии в отдельных научных областях, обучающих дисциплинах. Опыт экономико-географического изучения народных художественных ремесел представлен на примере Байкальского региона. Развитию ремесел способствует в числе прочих факторов возрастающий туристический поток на оз. Байкал (2,2 млн чел. в 2018 г.), обеспечивающий спрос на предметы творчества. Исходные данные настоящего исследования представлены преимущественно материалами экспедиционных тематических опросов. Пространственную характеристику, видовое разнообразие сибирских народных традиционных художественных ремесел представляет тематическая карта (в основе которой база данных самой крупной в Иркутской области общественной организации – Ассоциации мастеров народного творчества и художественных ремесел «Оникс»).

Об авторах

Заборцева Татьяна Ивановна, доктор географических наук, заведующий, лаборатория экономической и социальной географии, профессор, кафедра географии, картографии и геосистемных технологий, Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, Россия, 664033, Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1, тел.: 8(3952)42-68-20, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: 8(3952)52-10-71 

Балязина Алена Валерьевна, аспирант, Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, Россия, 664033, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1, тел.: 8(3952)42-68-20

Ссылка для цитирования

Заборцева Т. И., Балязина А. В. Креативная экономика и креативная география: методологические подходы и практика // Известия Иркутского государственного университета. Серия Науки о Земле. 2019. Т. 29. С. 53–67. https://doi.org/10.26516/2073-3402.2019.29.53

Ключевые слова
креативная экономика, креативная география, креативные индустрии, Байкальский регион, народные художественные ремесла
УДК
911.3:312
DOI
https://doi.org/10.26516/2073-3402.2019.29.53
Литература

Анимица Е. Г. Креативные пространства в городах // Россия и ее регионы в полимасштабных интеграционно-дезинтеграционных процессах : материалы Междунар. науч. конф. Пермь : Перм. гос. ун-т, 2017. С. 305–308.

Василенко В. А. Сущность и значение креативного менеджмента [Электронный ресурс] // Учен. зап. Тавр. нац. ун-та им. В. И. Вернадского. Сер. Экономика и упр. 2010. Т. 23 (62). С. 64–71. URL: http://science.crimea.edu/zapiski/2010/econ/uch_ 23_3econ/009.pdf (дата обращения 5.04. 2019).

Горностаева М. В. Креативность социального действия по Х. Йоасу – постулаты и пределы // Социол. исслед. 2010. № 6. C. 23–26.

Зеленцова Е. В. Учебно-методический комплекс по курсу «Культурные (креативные) индустрии» [Электронный ресурс] / Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. М., 2007. 119 с. URL: https://www.freedocs.xyz/docx-441235044 (дата обращения 12.04.2019).

Зотова Л. Р. Креативный город: творческие индустрии и развитие городов // Креатив. экономика. 2015. № 11. С. 1465–1490.

Каменских М. А. Теоретико-методические подходы к понятию «креативная экономика» и оценке уровня развития креативной экономики США и России // Методы анализа. 2013. № 20(323). С. 16–20.

Качераускас Т. Креативность и концепция креативного общества в социологии // Социол. исслед. 2017. № 10. С. 26–35.

Коч Л. А. Креативная этика. Психология освоения подростками этических норм и понятий. М. : Моск. психол.-соц. ин-т, 2010. 192 с. 

Пронина З. Ю. Креативность в экономике знаний // Креативная экономика. 2018. Т. 12, № 11. С. 1725–1732.

Социально-экономическая география в России / под общ. ред. П. Я. Бакланова, В. Е. Шувалова. Владивосток : Дальнаука, 2016. 326 с.

Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее : пер. с англ. М. : Классика-XXI, 2005. 421 с.

Хокинс Д. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. М. : Классика-XXI, 2011. 256 с.

Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб. : Питер, 2004. 384 с.

Andersson A. Creativity and regional development // Papers in Regional Science. 1985. Vol. 56, N 1. P. 5–20.

Bagwell S. Creative clusters and city growth // Creative Industries Journal. 2008. Vol. 1, N 1. P. 31–46.

Chapain C., De Propris L. Drivers and processes of creative industries in cities and regions. 2009. Vol. 2, N 1. P. 9–18.

Hall P. Creative Cities and Economic Development // Urban Studies. 2000. Vol. 37, N 4. P. 639–649.

Hall P. Creativity, culture, knowledge and the city // Built Environment. 2004. Vol. 30, N 3. P. 256–258.

Hospers G-J. Creative cities: Breeding places in the knowledge economy // Knowledge, Technology and Policy. 2003. Vol. 16, N 3. P. 143–162.

Parusek J. Urban development and urban govermence // Quastiones Geographicae. 2007. Vol. 26 B. P. 7–17.

Scott A. J. Сultural products industries and urban economic development: prospects for growth and market contestation in globel context // Urban Affairs Review. 2004. Vol. 39, N 4. P. 461–490.

Scott A. J. Creative cities: Conceptual issues and policy quastiones // Journal of Urban Affairs. 2006. Vol. 28, N 1. P. 1–17.

Stryjakiewicz T. Creative sector and creative class in the contemporary economy and society // Мир и Россия: регионализм в условиях глобализации. М. : Рос. Ун-т дружбы народов, 2010. С. 367–381.

Stryjakiewic T. Role of the creative sector in the socio-economic transformation of European cities / Трансформация социально-экономического пространства Евразии в постсоветское время : сб. ст. Барнаул : Изд-во Алт. гос. ун-та, 2014. С. 371–384.

Zabortseva T., Ignatova O. Traditional folk crafts as an element of self-development of the region’s certain areas: by the example of the Baikal Region // Regions and their socio-economic growth. Poznan : Bogucki Wydawnictwo Naukowe, 2013. P. 186–193.


Полная версия (русская)