««ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «НАУКИ О ЗЕМЛЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «NAUKI O ZEMLE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «EARTH SCIENCES»
ISSN 2073-3402 (Print)

Список выпусков > Серия «Науки о Земле». 2014. Том 9

Использование вычислительно-информационной веб-ГИС для развития у студентов-климатологов навыков моделирования и мониторинга климатических изменений

Автор(ы)
Ю. Е. Гордова, Ю. В. Мартынова, Т. М. Шульгина
Аннотация

В настоящее время ситуация с подготовкой специалистов в науках об окружающей среде осложняется еще и тем, что сама научная область переживает период бурного подъема. Глобальные изменения вызвали развитие технологий измерения и моделирования характеристик окружающей среды, сопровождающееся расширением понятийного и математического аппарата. Имеющиеся же учебные программы по дисциплинам подготовки специалистов в науках об окружающей среде, как правило, не успевают адаптироваться к столь быстрому изменению содержания предметной области. В статье рассмотрены результаты использования информационно-вычислительной веб-ГИС-платформы «Климат» [3] для подготовки будущих специалистов в науках о Земле.

Ключевые слова
информационно-вычислительные системы, анализ данных, климатическое моделирование, дистанционное обучение
УДК
50437.03
Литература

1. Володин Е. М. Воспроизведение современного климата с помощью новой версии совместной модели общей циркуляции атмосферы и океана ИВМ РАН / Е. М. Володин, Н. А. Дианский, А. В. Гусев // Изв. РАН. Физика атмосферы и океана. – 2010. – Т. 46, № 4. – С. 448–466.

2. Гордов Е. П. Информационно-вычислительные технологии для наук об окружающей среде: синтез науки и образования / Е. П. Гордов, В. Н. Лыкосов // Вычисл. технологии. – 2008. – Т. 13, спец. вып. № 3. – С. 3–11.

3. Информационно-вычислительная веб-ГИС-платформа «Климат» [Электронный ресурс]. – URL: http://climate.scert.ru.

4. Анализ прогнозируемых для базовых сценариев IPCC климато-экологических изменений в выбранном регионе : учеб.-метод. пособие / Ю. В. Мартынова, Е. П. Гордов, В. Н. Крупчатников, Т. М. Шульгина. – Томск : Том. гос. ун-т, 2012. – 20 с.

5. Поддержка образовательного процесса в области современной климатологии на основе веб-гис платформы «Климат» / Ю. Е. Гордова [и др.] // Открытое дистанцион. образование. – 2013. – № 1 (49). – С. 14–19.

6. Попова И. В. Организация научно-исследовательской работы студентов с помощью виртуальных исследовательских лабораторий / И. В. Попова // Современные информационные технологии и ИТ-образование [Электронный ресурс] : тр. IVМеждунар. науч.-практ. конф. Москва, 2009. – URL: 2009.it-edu.ru/pages/Conferenceworks.

7. Сценарии выбросов [Электронный ресурс] : спец. докл. МГЭИК // МГЭИК. – 2000. – URL: http://www.ipcc.ch/pdf/special-reports/spm/sres-ru.pdf.

8. Шульгина Т. М. Анализ региональных изменений климата : учеб.-метод. пособие / Т. М. Шульгина, Е. П. Гордов, И. Г. Окладников. – Томск : Том. гос. ун-т, 2012. – 25 с.

9. Щеглов П. Е. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов / П. Е. Щеглов, Н. Ш. Никитина // Университ. управление: практика и анализ. – 2003. – № 1(24). – С. 46–59.

10. Юлина Н. С. Новая образовательная парадигма // Филос. науки. – 2005. – № 9. – С. 132–145.

11. ERA-40 Project Report Series [Electronic resource] // European Centre for Medium Range Weather Forecasts, Reading, UK, 2007. – URL: http://www.emcc.mgm.gov.tr/ FILES/model-data/ERA40_PRS17_rev1.pdf.

12. Kanamitsu M. 2002 NCEP-DOE AMIP II reanalysis (R-2) / M. Kanamitsu // Bull. Am. Meteorol. Soc. – 2002. – Vol. 83. – P. 1631–1643.

13. The RCP Greenhouse Gas Concentrations and their extension from 1765 to 2500 / M. Meinshausen [et al.] // Climatic Change. – 2011. – Special Issue on RCPs, – P. 213–241.


Полная версия (русская)