««ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «НАУКИ О ЗЕМЛЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «NAUKI O ZEMLE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «EARTH SCIENCES»
ISSN 2073-3402 (Print)

Список выпусков > Серия «Науки о Земле». 2021. Том 37

Развитие территориальной системы высшего и среднего профессионального образования Иркутской области

Автор(ы)
Ю. М. Зеленюк, С. А. Салатин
Аннотация

Раскрываются особенности пространственного развития системы высшего и среднего профессионального образования Иркутской области. Анализируются два ключевых этапа: советский, сформировавший основной каркас территориальной структуры профессионального образования, и современный, на который пришлись периоды как стремительного роста числа высших учебных заведений, так и оптимизации сети высшего образования. Результаты проведенного исследования показывают, что пространственное развитие систем высшего и среднего профессионального образования последних лет в Иркутской области разновекторное: центростремительное движение в подсистеме высшего звена вследствие сокращения сети филиалов в муниципальных центрах и постепенное рассредоточение сети учреждений среднего образования за счет аграрных и промышленных районов области. Сравнительный анализ тенденций развития профессионального образования в Иркутской области с общероссийскими и положением в других регионах позволяет отметить, что в системе высшего образования они практически идентичны, так как являются следствием структурно-институциональных преобразований на государственном уровне. В то время как в среднем звене они различны, для Иркутской области, как и других регионов России с преимущественно индустриальным типом экономики, характерны тенденции роста, вызванные потребностями рынка. Среднесрочные перспективы развития профессионального образования с учетом сформировавшейся отраслевой структуры экономики региона, прогноза кадровых потребностей хозяйства и наиболее вероятного сценария развития Иркутской области – индустриального (консервативного) связаны с расширением территориальной структуры среднего профессионального образования, преимущественно за счет северных территорий (зоны БАМа) и интеграционного и многопрофильного развития высшего образования в сформированных центрах (Иркутская агломерация, г. Братск).

Об авторах

Зеленюк Юлия Михайловна, кандидат географических наук, доцент, кафедра географии, картографии и геосистемных технологий, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, e-mail: zelenyuk.jm@yandex.ru

Салатин Сергей Александрович, студент, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, e-mail: serzhik19vision@gmail.com

Ссылка для цитирования

Зеленюк Ю. М., Салатин С. А. Развитие территориальной системы высшего и среднего профессионального образования Иркутской области // Известия Иркутского государственного университета. Серия Науки о Земле. 2021. Т. 37. С. 42–55. https://doi.org/10.26516/2073-3402.2021.37.42

Ключевые слова
территориальные системы, высшее образование, среднее профессиональное образование, Иркутская область.
УДК
378(571.53)+377.5(571.53)
DOI
https://doi.org/10.26516/2073-3402.2021.37.42
Литература

Де Вит Х. Эволюция мировых концепций, тенденций и вызовов в интернационализации высшего образования // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 8–34.

Катровский А. П. Развитие территориальной структуры высшей школы России : автореф. дис. … д-ра геогр. наук. М., 2003. 46 с.

Коломак Е. А. Развитие городской системы Сибири в постсоветский период: прогнозы и реальность // ЭКО. 2018. № 7. С. 57–66.

Мигунова Д. Современное состояние и проблемы российского среднего профессионального образования // Вестник общественного мнения. 2014. № 1-2. С. 106–113.

Регионы России. Социально-экономические показатели : сб. стат. М. : Росстат, 2019. 1204 с.

Салатин С. А., Зеленюк Ю. М. Ретроспективное картографирование территориальных систем высшего и среднего профессионального образования Иркутской области // Геоинформационное картографирование в регионах России : материалы ХI Всерос. науч.-практ. конф. 2020. С. 289–294.

Томских А. А. Мировые, региональные и национальные стратегии развития высшего образования в странах Внутренней Азии: Россия, Китай, Монголия // Позиционирование территорий Байкальского региона в условиях трансграничья. Новосибирск : Наука, 2012. С. 265–288.

Ханин Г. И. Высшее образование и российское общество // ЭКО. 2008. № 8. С. 75–92.

International Higher Education / D. K. Deardorff, H. De Wit, J. D. Heyl, T. Adams. SAGE Publications. 2012. http://dx.doi.org/10.4135/9781452218397


Полная версия (русская)