««ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «НАУКИ О ЗЕМЛЕ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «NAUKI O ZEMLE»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «EARTH SCIENCES»
ISSN 2073-3402 (Print)

Список выпусков > Серия «Науки о Земле». 2018. Том 26

Динамика эрозионной депрессии на входе в Калининградский залив

Автор(ы)
Р. Б. Закиров, Б. В. Чубаренко, С. П. Сологуб, А. В. Шушарин
Аннотация

Задачи работы: провести анализ основных морфометрических характеристик эрозионной депрессии на входе в Балтийский пролив, связывающий Калининградский залив с Балтийским морем, выявить закономерности ее эволюции за 9-летний период (2008–2016 гг.) и выдвинуть гипотезу о механизмах ее образования. Динамика морфометрических характеристик эрозионной депрессии оценивалась путем сопоставления данных цифровой модели рельефа, рассматривались изменения очертаний и смещения вершин депрессии, динамика глубин вдоль выделенных продольного и поперечного галсов, а также расчетные объемы глубинной части депрессии от изобат 21, 25, 27м до ее максимальной глубины. В целом за исследуемый 9-летний период объем депрессии увеличивался, его рост в среднем – 2450 м3/год. Рост был не монотонный, отклонение от линии тренда составляло от -9 до 6 %. Минимум объема отмечался в период 2011–2013 гг. По отношению к минимально достигнутой за период исследования величине процентное изменение объема доходило до 27 %. В морфометрической структуре депрессии отмечены две вершины и три эрозионные ложбины, вытянутые в разные стороны от вершин, – северная, примоловая и огибающая, которые постепенно увеличивались. Синхронности в изменениях положения центральной и примоловой вершин не наблюдалось, но в целом обе вершины углубились примерно на 1 м. Анализ динамики глубин вдоль профилей показал, что происходил сильный подмыв основания стенки южного мола. Мористый склон депрессии условно стабилен, а внутренний немного сдвинулся вглубь канала на расстояние около 10 м. Предполагается, что эрозионная депрессия поддерживается сильными течениями со стороны северных румбов за счет взаимодействия вдольберегового морского течения и выдвинутых в море оградительных молов. Северный мол, значительно выдаваясь в море, уменьшает сечение потока, идущего с севера на юг, и способствует ускорению огибающего его течения. Этот поток, взаимодействуя с оголовком южного мола, отражается от него, формирует центральную вершинную область и северную ложбину, а затем огибает оконечность южного мола с двух сторон, формируя выходящие рукава примоловой и огибающей ложбин депрессии. Эрозионная депрессия не достигла состояния равновесия и продолжает увеличивать свои размеры. Сдвиг бровки внутреннего склона свидетельствует о медленном расползании депрессии вглубь канала.

Об авторах

Закиров Руслан Баядитович, аспирант, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 236016, г. Калининград, ул. А. Невского, 14, старший инженер, лаборатория прибрежных систем, Институт океанологии им. П. П. Ширшова РАН, Россия, 117997, г. Москва, Нахимовский пр., 36, тел.: (909)783-54-04, e-mail: kotruslan2@gmail.com 

Чубаренко Борис Валентинович, кандидат физ.-мат. наук, ведущий научный сотрудник, заведующий, лаборатория прибрежных систем, Институт океанологии им. П. П. Ширшова РАН, Россия, 117997, г. Москва, Нахимовский пр., 36, тел.: (906)239-10-32, e-mail: chuboris@mail.ru 

Сологуб Сергей Петрович, начальник группы контроля глубин, Калининградское управление, Северо-Западный бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт», Россия, 236006, г. Калининград, наб. Петра Великого, 7, тел.: (921)260-20-56, e-mail: sologub@portkld.ru 

Шушарин Алексей Витальевич, главный гидрограф, Калининградское управление, Северо-Западный бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт», Россия, 236006, г. Калининград, наб. Петра Великого, 7, тел.: (4012)36-21-00, e-mail: a.shusharin@kld.rosmorport.ru

Ссылка для цитирования

Динамика эрозионной депрессии на входе в Калининградский залив / Р. Б. Закиров, Б. В. Чубаренко, С. П. Сологуб, А. В. Шушарин // Известия Иркутского государственного университета. Серия Науки о Земле. 2018. Т. 26. С. 46–59. https://doi.org/10.26516/2073-3402.2018.26.46

Ключевые слова
донный рельеф, динамика, эрозионная депрессия, вдольбереговой поток наносов, Балтийское море
УДК
551.462.5
DOI
https://doi.org/10.26516/2073-3402.2018.26.46
Литература

Бабаков А. Н. Характеристика придонных течений Гданьского залива вблизи входных молов порта Балтийск по данным натурных измерений // Учен. зап. Рус. геогр. о-ва (Калинингр. обл.). Калининград, 2008. Т. 7, ч. 1. С. G1-G6.

Басс О. В. Эволюция взаимодействия природных и техногенных процессов в ходе строительства порта Балтийск // Вестн. Рос. гос. ун-та им. И. Канта. 2007. № 7. С. 35–43.

Басс О. В., Жиндарев Л. А. Техногенез в береговой зоне песчаных побережий внутренних морей (ст. 2. Влияние портовых оградительных сооружений на морфодинамику береговой зоны Юго-Восточной Балтики) // Геоморфология. 2011. № 2. С. 35–41.

Давыденко Л. В. Калининградский морской канал : монография. Калининград : Живем, 2011. 120 с.

Кнапс Р. Д. Оградительные сооружения типа молов и движение наносов на песчаных побережьях // Изв. АН Латв. ССР 1952. № 6 (59). С. 87–130.

Лазаренко Л. Л. Гидрометеорологический режим Вислинского залива : монография / под ред. Н. Н. Лазаренко, А. Маевского. Л. : Гидрометиздат, 1971. C. 130–142.

Чечко В. А. Процессы современного осадкообразования в Вислинском заливе Балтийского моря : автореф. дис. ... канд. геол. минерал. наук: 25.00.28. М., 2007. 25 с.

Acharya, A., Acharya A. Duan, J. G. Three dimensional simulation of flow around series of spur dikes / International Refereed Journal of Engineering and Science. 2013. Vol. 2, N 7. P. 36–57.

Flow Structure and Channel Stability at the Site of a Deep Scour Hole, Mackenzie Delta, Canada / S. Beltaos, B. Krishnappan, R. Roswell, T. Carter, R. Pilling, E. Bergeron // Journal of Arctic. 2012. Vol. 65, N 2. P. 182–194.

Chubarenko B., Babakov A. Sediment transport near the Vistula spit (Baltic Sea) / Proceedings of International Conference «Managing risks to coastal regions and communities in a changing world», Saint-Petersburg, 2016. P. 22–27.

Chubarenko B., Margonski P. The Vistula Lagoon. Ecology of Baltic Coastal Waters. Ecological Studies. Schiewer, 2008. P. 167–195.

Connecticut Department of Transportation (ConnDOT)Erosion, Sedimentation, and Debris Control. “ConnDOT drainage manual” [Electronic recourse]. 2002. P. 2. URL: http://www.ct.gov/dot/cwp/view.asp?a=3200&q=260108

Hughes S. A. Equilibrium cross sectional area at tidal inlets. Journal Coastal Research, West Palm Beach (Florida). 2002. P. 160–174. ISSN 0749-0208.

Kirkil G., Constantinescu G., Ettema R. The Horseshoe Vortex System around a Circular Bridge Pier on Equilibrium Scour Bed // World Water and Environmental Resources Congress, Alaska, USA. 2005. May. P. 1–12.

Kjerfve B., Shao, C.C., Stapor Jr. Formation of deep scour holes at the junction of tidal creeks: an hypothesis // Mar. Geol. 1979. Vol. 33. P. M9-M14. 

Steven A. Hughes, J. Kamphuis W. Scour at coastal inlet structures / Proceedings of 25 th Conference on Coastal Engineering, Orlando, Florida, 1996. P. 1–14.

Yutao Guan Y., Flood R. Morphologic analysis of Shinnecock Inlet using multibeam sonar // Long Island Geologists' Abstracts Collection [SBU], Marine Sciences Research Center State University of New York at Stony Brook, 2010. 3 p.


Полная версия (русская)